План Путина сработал. Иностранцы оплатили строительство русских ледоколов

В начале октября этого года госкомпания «Совкомфлот» провела IPO, в ходе которого было приватизировано 17.2% акций компании. Таким образом, государство сохранило долю в 82.8% акций. Это абсолютно допустимое значение, поскольку ни один частный инвестор, даже теоретически, не может претендовать на получение блокирующего пакета акций в 25%.

В ходе IPO «Совкомфлот» привлек 550 млн. долларов. Деньги очень хорошие. Половину спроса обеспечили иностранные инвесторы (как частные лица, так и специализированные фонды)

Первоначально, как только стало известно о снижении доли государства в уставном капитале компании, я воспринял новость негативно, ведь «Совкомфлот» является коммерчески успешным предприятием. К тому же, он показывает неплохую прибыль, которая за 9 месяцев этого года составила практически 250 млн. долларов.

Исходя из этого я не понимал, почему при новом правительстве, которое отказалось от политики либерального монетаризма, идет приватизация части лучшей судоходной компании страны. Но у нас ведь госкапитализм, поэтому картина вскоре стала ясной.

Если говорить кратко, то в сентябре-октябре «Совкомфлот» находился на пике своей стоимости. Прибыль за 6 месяцев 2020 года увеличилась в 2.5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 225 млн. долларов. «Совкомфлот» уверенно заявлял, что доведет к концу декабря этот показатель до 500 млн. долларов. Это позволит выплатить акционерам рекордные щедрые дивиденды.

Но тогда я подверг сомнению подобные бравурные заявления, проанализировав стоимость фрахта нефтяных танкеров. Напомню, транспортировка нефти является одним из основных видов деятельность «Совкомфлота». Так, в пик нефтяного кризиса, ставка на фрахт танкеров выросла в 9 раз: с 30 тыс. долларов в сутки до 270 тыс. долларов в сутки. Это и стало причиной аномального роста прибыли «Совкомфлота» в первом полугодии.

Тогда я выдвинул два предположения:

• Компания больше не сможет показывать такую феноменальную прибыль

• Деньги, привлеченные в рамках IPO, будут направлены на строительство новых ледоколов для СМП

Второе предположение подтвердил Владимир Путин на форуме «Россия зовет!». Президент России заявил, что деньги, полученные в ходе приватизации 17.2% акций компании пойдут именно на строительство новых ледоколов на отечественных верфях.

И тогда стало ясно, что данный проект приватизации был утвержден и согласован на самом верху, а не являлся сугубо инициативой Министра финансов Антона Силуанова.

Теперь рассмотрим первый тезис. Сегодня «Совкомфлот» предоставил финансовый отчет за 9 месяцев 2020 года. Прибыль компании составила всего лишь 249.5 млн. долларов, увеличившись за 3 месяца только на 24 млн. долларов. Напомню, за январь-июнь 2020 г. прибыль составляла 226.4 млн. долларов. Ставки на фрахт вернулись к докризисным значениям, что повлекло за собой падение прибыли.

Но приватизация на пике стоимости уже прошла. Инвесторы, половину из которых составили иностранцы, вложили деньги в русские ледоколы. Теперь максимум, на что они смогут претендовать — выплата неплохих дивидендов по итогам 2020 года. Но это капля в море. В результате падения номинальной стоимости акций, которое неизбежно будет происходить аккурат со снижением прибыль в 2021 году (по сравнению с 2020 г.), инвесторы потеряют значительную часть вложенных средств. В настоящий момент акции «Совкомфлота» уже торгуются ниже цены размещения на 7%.

Учитывая то, что акции «Совкомфлота» торгуются на МосБирже после того, как иностранцы начнут от них избавляться, ценные бумаги с высокой долей вероятности приобретут граждане России, однако уже по низкой реалистичной цене. Но также имеется и второй вариант. Государство может совершить обратный выкуп акций, но заплатив за них уже не 550 млн. долларов, а в несколько раз меньше.

Константин Двинский

новости статьи космос диета человек бизнес

***