Осознанное поведение ребенка

Осознанное поведение ребенка

Поступление в школу требует от шестилетнего ребенка проявления осознания и самостоятельности в регуляции своего поведения в связи с необходимостью адаптации к школьным требованиям и овладения учебной деятельностью на первом этапе обучения. Поэтому вопросы формирования у детей механизмов волевой регуляции поведения и деятельности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту приобретают особое значение.

Осознанное поведение ребенка

Во-первых, осознание собственного поведения предполагает определенный опыт сознательной деятельности при взаимодействии с предметами окружающей действительности, окружающих ребенка. При изучении этой особенности ученые указывают, что сам предмет и его свойства направляют развитие сознания на ранних этапах онтогенеза. Так, согласно результатам исследования Неверович Я.З. [7], ребенок проходит сложный путь взаимодействия с предметами, прежде чем научится сознательно пользоваться отдельными движениями, как операциями волевого действия. Сначала она начинает понимать результат действия; далее — результат и способ действия с предметом. На основе выделения способов действий уже четырехлетние дети могут в отдельных случаях осознавать собственные движения, и только старшие дошкольники осознают влисни действия. Таким образом, развитие волевой регуляции поведения происходит от действий с предметами окружающего мира к сознательному овладению отдельными операциями и движениями, а затем — деятельностью в целом.

По мнению Рубцов С.Н. [10], осознание деятельности детьми предусматривает выделение, отделение ее составляющих и выявления их различий. Ею в исследовании были определены три группы детей с разным уровнем сформированности у них продуктивных видов деятельности (рисование, аппликации, лепка и конструирование). Также было установлено, что для дошкольников с высоким уровнем сформированности деятельности характерно четкое определение ее предмета и содержания и этапов ее осуществления. Они могли самостоятельно объяснить выбор необходимых материалов для будущей деятельности и оценить правильность выполнения операций. Дети со средним уровнем сформованосты деятельности частично выделяют ее предмет и этапы, и нуждаются в помощи взрослых в организации своих действий. Осознание ими своей деятельности проявляется в констатации правил (как надо делать) и оценки ее результата. Не определяют компоненты отдельных действий дошкольники с низким уровнем освоения деятельности, в них отсутствует регуляция собственного поведения во время ее осуществления (не проявляют ошибок и не учитывают их при выполнении новых действий). Таким образом, результаты исследования показывают, что высокому уровню сформированности деятельности ребенка соответствуют более высокие показатели ее осознание, что отображается в полноте описания этапов работы и особенностей их выполнения. Поэтому автор делает вывод, что оптимизация процесса развития волевого поведения дошкольника возможна путем формирования у него навыков осознания элементов задача, воплощается, его структуры в целом, что достигается посредством обучения ребенка планированию и фиксации каждого выполненного этапа работы.

Во-вторых, осознание собственных действий детьми осуществляется на основе развития способности действовать по образцу, который задается взрослым в форме обобщенного правила, игровой роли или примере конкретной деятельности. В исследованиях Запорожца А.В. [2], Котырло В.К. [4], Кулачковская С.Е. [5], Лагутиновои А.Е. [6] отмечается, что образцы поведения, дошкольник получает во время игры, становятся источником его осознанных переживаний. Ребенок понимает зачем нужна та или иная действие, чем следует его выполнять только тогда, когда новый сюжет и правила игры не просто показаны взрослым, а объясняются ним. Ученые отмечают, что путь раскрытия взрослым содержания действия, правила игры эффективен только при условии осмысления его ребенком. Именно овладевая значение требований, предъявляемых взрослыми, и приобретая опыт выполнения определенных правил в игре, ребенок постепенно учится управлять своим поведением.

В исследованиях Венгера А.Л., Эльконина Д.Б., Мануйленко З.В., Истоминой З.М., Морозовой Н.Г., Циркун Н.А. и др. раскрыты особенности развития волевых действий детей в различных видах игр с правилами (сюжетно-ролевой, дидактической, двигательной, с кубиками). Важной особенностью таких игр становится символизм, оперирование с предметами-заместителями, сознательное порождение на их основе собственных действий, возникновения стремление к превращению игровых ситуаций и реальных предметов. Все это дает возможность ребенку прогнозировать свои действия, сознательно их регулировать, переносить в другие ситуации, является показателем осознанного поведения. С расширением навыков выполнения указаний взрослого и осознание с помощью игры, создаются реальные предпосылки для превращения требований по внешним на внутренние самого ребенка, а это в свою очередь — одна из предпосылок развития волевого поведения в дошкольном возрасте.

В-третьих, развитие осознания детьми собственных действий по мнению ученых возможен при условии формирования у них навыков использования заместителей конкретных предметов (схемы, символы, образцы), осуществлять с ними не внешние развернутые действия, а преобразования «в уме», то есть действовать во внутреннем плане. Так, представленные Пономаревым Я.А. [9] этапы развития внутреннего плана действия, позволили ученому определить общую картину осознание детьми деятельности: сначала врны осознают конечный результат своей деятельности, в дальнейшем — отдельные действия, в конце — принцип действия. Прохождение этих этапов, по мнению автора, дает им возможность сознательно обосновывать собственное поведение.

Исследуя предпосылки психологических новообразований самосознания ребенка, закладываются в дошкольном возрасте — в период активного формирования речи и символической деятельности, Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Лисина М.И., Эльконин Д.Б., Кайдановская И.А . и другие показали, что именно овладение навыками словесного сообщения взрослому о действиях, осуществляется, приводит к формированию внутреннего плана (ребенок напоминает сам себе о способе выполнения действия, затем его реализует), а необходимым условием осознания ребенком своей деятельности является функциональный и структурный обмен между речью и действием, который происходит в ситуации непосредственного общения ребенка и взрослого.

Таким образом, анализ исследований по проблеме, которая рассматривается, убеждает в том, что формирование осознанного отношения к своей деятельности и к поведению детей дошкольного возраста, как одного из возможных путей развития их воли, включает три аспекта. Первый — это овладение операциями действий с предметами, второй — овладение образцов поведения, правила игры, которые предоставляются взрослым, третий — развитие умений действовать во внутреннем плане.