информационный продукт — это продукт интеллектуального труда

Информационный продукт — это продукт интеллектуального труда

 

Центральным понятием информационного общества является информационный продукт. Несмотря на то, что существует много определений информационного продукта. Не вызывает сомнения тот факт, что он не может существовать без информационной компоненты. По нашему мнению, информационный продукт — это продукт интеллектуального труда, который не предусматривает дальнейшего овеществление. Рассмотрим, как же проходил процесс отделения вещественной и информационной составляющих продукта труда.

информационный продукт - это продукт интеллектуального труда

Дихотомия вещества и информации была присуща продуктам труда всегда. Для доказательства этого положения мы считаем целесообразным рассмотреть эволюцию информационной составляющей продукта труда с помощью основных этапов социально — экономического развития цивилизации. Это — доиндустриальный (аграрный), индустриальный   и постиндустриальный периоды.

Основной чертой аграрной цивилизации является «становление производства как основной формы существования и развития человеческого общества.» [1, 53]. Под производством мы понимаем процесс взаимодействия человека с веществом природы по поводу ее трансформации (смены) в элементы жизнедеятельности (для удовлетворения возникающих потребностей). Главным образом   усилия человека концентрируются на изъятии   из природы вещества и его обработки. В то время, когда природное вещество становится об ‘ объектом практического познания, осуществляется процесс сбора и накопления информации. Информация, в этом случае, предстает как форма отражения [ 1 , 18] . То есть, предметы и явления отражают влияние другого предмета или силы природы и становятся носителями информации об этих предметах и природные явления.

После накопления определенного опыта вещество природы становится предметом труда, появляются орудия труда, становится необходимым приобретать информацию о возможной технологию процесса производства. Таким образом, информация используется как природный ресурс [ 1 , 19] . Осуществляется процесс переработки природного вещества. В процессе целенаправленной трудовой деятельности субъектов » объект труда с помощью созданных им орудий труда превращает предмет труда на необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета, уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. Информация из природной среды «переходит» в среду продукта.

Появлением новой концепции создания материальных благ — идеей производительности производства [ 5 ] — характеризуется индустриальный период. Продукт труда сих пор воплощает революционные изобретения. Это, в свою очередь, ведет к «интенсификации трансформации природного вещества» [ 1 , 56] . Информация технологического процесса развивается и совершенствуется, увеличивается ее использования как природного ресурса. Умственный труд выходит на первый план, но ее результаты направлены главным образом на удовлетворение материальных потребностей. Доминирование материального производства приобретает своего наивысшего значения.

Постиндустриальным может быть названо общество, которое характеризуется преобладанием информационного производства. «Информационное производство … можно характеризовать как идеальное производство … Абстрактное мышление создает новые   идеи. Работа, которая состоит из обобщения наблюдаемых   фактов и получении новых идей — первая форма идеального производства. Второй формой является распространение идей, сведений, происходящих в природе и общественных процессах. » [ 6, 46] . Результаты информационного производства могут оставаться не овеществленными, не теряя своего значения, таким образом, одной из характерных черт постиндустриальной цивилизации является отделение вещества природы и информационной составляющей.

Если в начале зарождения производства, информация была нужна, прежде всего, для преобразования вещества природы, то с развитием интеллектуальной деятельности, накоплением информации и знаний, информационная составляющая постепенно приобретала самостоятельное значение. В постиндустриальный период развития общества эта тенденция становится неотъемлемой частью жизни экономических субъектов. Если перефразировать известное высказывание французского философа-эклектика В. Кузена «искусство ради искусства», то информационное производство может быть охарактеризован, как производство «информации ради информации».