Финансовая инновационная деятельность

Финансовая инновационная деятельность

В научной и учебной литературе достаточно определений сущности финансового механизма, но отсутствует выделение отдельно финансового механизма инновационной деятельности. Так, Василик определяет финансовый механизм как совокупность форм и методов создания и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения различных потребностей государственных структур, хозяйствующих субъектов и населения.

Финансовая инновационная деятельность

Ковалюк рассматривает финансовый механизм как составляющую единой финансовой системы, охватывающей сферу финансов (объект финансовой системы), совокупность финансовых органов (субъект финансовой системы), финансовый механизм (способ взаимодействия субъекта и объекта финансовой системы). По нашему мнению, такое определение является нетрадиционным, но не до конца логичным, ведь финансовый механизм создается именно субъектами финансовой системы.

Через финансовый механизм   осуществляется финансовая политика и дают следующее определение: финансовый механизм — совокупность законодательно закрепленных форм и методов создания и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения различных потребностей государственных структур, хозяйствующих субъектов и населения. Мы согласны с таким определением и ниже попробуем конкретизировать его в контексте финансирования инновационного потенциала.

Онишко С.В. пытается систематизировать имеющиеся определения финансового механизма и делает вывод, что все они сводятся к трактовке его как системы или совокупностей методов и рычагов влияния на хозяйственные процессы.   Элементами финансового механизма, считает она, нужно признать финансовые отношения, финансовые рычаги, финансовые методы, правовое обеспечение и информационно-методическое обеспечение финансового управления. Она замечает, что многогранность связей не может быть реализована из-за существования универсального механизма, поэтому возникает потребность в преимущественной направленности действия конкретного механизма для решения поставленных задач.

Таким образом, существующие трактовки финансового механизма можно разделить на три группы. Первая группа ученых рассматривает финансовый механизм как часть хозяйственного или экономического механизма.   Вторая группа ученых рассматривает финансовый механизм как совокупность финансовых рычагов, форм, инструментов, методов управления для обеспечения распределительных и перераспределительных отношений, удовлетворения потребностей общества, влияния на общественное производство. По нашему мнению, такой подход является слишком широким и не учитывает специфики инновационного потенциала как двухуровневость — уровень предприятия-новатора и уровень отрасли или региона, в соответствии   финансовый механизм формирования инновационного потенциала также формируется как двухуровневая структура.

Третья группа специалистов придерживается точки зрения, что финансовый механизм это система. Но трактуют они эту систему по-разному: как систему отношений, рычагов, управления, действий конечного направления воздействия   на общественное производство в целях удовлетворения общественных потребностей и максимизации прибыли. Мы поддерживаем точку зрения, что финансовый механизм это система, и склоняемся к мысли, что, прежде всего, это система финансовых отношений.

Исследуя финансовый механизм инновационного развития, учитывая специфику инновационной деятельности, считаем целесообразным рассматривать совокупный финансовый механизм инновационного развития. Мы согласны с мнением ученых о   различий в направлении и использовании рычагов финансового механизма, поэтому предлагаем в структуре финансового механизма формирования и развития инновационного потенциала выделить директивное и регулирующую составляющую.

Директивная составляющая   финансового механизма должна содержать те методы и рычаги, которые определяются преимущественно государством и активно ею используются. К ним, прежде всего, необходимо отнести нормативно-правовое обеспечение, которое в основном определяет направление государственной политики в сфере поддержки и развития инновационной деятельности. Регулирующая составляющая определяет непосредственно действие финансовых методов и рычагов в конкретном сегменте финансирования (предприятии-новатор). Финансовые методы и рычаги, которые содержат регулирующая и директивная составляющие, хотя и имеют общие названия, но имеют разный смысл. Так, финансовые методы, которые использует директивная составляющая, действуют в направлениях управления на уровне государства движением финансовых ресурсов с целью стимулирования инновационного развития. Финансовые методы, которые использует регулирующая составляющая, предусматривают управление движением финансовых ресурсов на уровне предприятия с целью, прежде всего,  стимулирование генерации инновационных идей, а также их дальнейшего внедрения.

Таким образом, предлагаем определять финансовый механизм формирования и развития инновационного потенциала как систему финансовых отношений, действующих по совокупности законодательно закрепленных форм и методов создания, мобилизации и использования фондов финансовых ресурсов с целью обеспечения инновационного развития как на уровне предприятия, так и на уровне страны.