Почему американцы не могут сделать РД-180

Почему американцы не могут сделать РД-180

Почему американцы, получив право на воспроизведение ракетного двигателя РД-180, не могут сделать его уже много лет?

Blue Origin — американская компания, конструирующая аналог российского ракетного двигателя РД-180, 15 мая 2017 года произвела стендовые испытания ракетного двигателя ВЕ-4. Испытания были признаны неудачными.

Почему американцы не могут сделать РД-180

Разрабатываемый двигатель BE-4 должен заменить РД-180 к 2020 году. На эту разработку Пентагон выделил 160 млн долларов. ВЕ-4 предполагается устанавливать на ракету Vulcan, в первой ступени ракеты-носителя «Атлас-5», заменив, тем самым, российские РД-180, которые используются сегодня. 

Два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan, в совокупности позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V.  

Двигатель РД-180 американцам не по зубам

Во многом русский двигатель РД-180 — результат наработок, которые были сделаны как раз при создании РД-170. РД-180 с тягой 400 тонн действительно в два раза меньше РД-170 с тягой 800 тонн. У РД-191, предназначенного для новой ракеты «Ангара», тяга 200 тонн.

Что же общего у этих двигателей?

Все они имеют по одному турбонасосу, но камер сгорания у РД-170 четыре, у американского РД-180 — две (ВЕ-4), у РД-191 — одна. Для каждого двигателя нужен свой турбонасосный агрегат — ведь если четырёхкамерный РД-170 потребляет примерно 2,5 тонны топлива в секунду, для чего был разработан турбонасос мощностью 180 тысяч киловатт, то двухкамерный РД-180 — лишь половину, 1,2 тонны.

В одной такой камере диаметром всего 380 миллиметров сгорает чуть больше 0,6 тонны топлива в секунду. Без преувеличения, эта камера — уникальное высокотеплонапряженное оборудование со специальными поясами защиты от мощных тепловых потоков. Защита осуществляется не только за счет внешнего охлаждения стенок камеры, но и благодаря хитроумному способу «выстилания» на них пленки горючего, которое, испаряясь, охлаждает стенку. На базе этой выдающейся камеры, равной которой нет в мире, изготавливаются лучшие двигатели: РД-170 и РД-171 для «Энергии» и «Зенита», а также РД-180 для американского «Атласа» и РД-191 для новой российской ракеты «Ангара».

В энергетической области Россия намного опередила американские технологии. К примеру, двигатель РД-170 за один запуск за счет большего удельного импульса мог вывезти полезного груза на две тонны больше, чем самый мощный F-1. Американцы объявили конкурс на лучший двигатель тягой 400 тонн для своих ракет «Атласов», который выиграл русский РД-180. Предполагалось, что они начнут с нами работать, а года через четыре возьмут русские технологии и будут сами воспроизводить двигатели. Прошло уже семнадцать лет, но амер-двигателя всё нет.

***

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *